Спортивные науки

Влияние качества научных исследований на достижения студенческого спорта в классическом университете

 

Опубликовано в журнале"Теория и практика физической культуры", 2017, 10,с. 23-25 


Влияние качества научных исследований на достижения студенческого спорта в классическом университете

Кандидат биологических наук, доцент Р.С. Минвалеев1
кандидат физико-математических наук, профессор Б.А. Михайлов1
кандидат физико-математических наук А.И. Иванов1
кандидат биологических наук, доцент Е.Н. Кораблева2

1Санкт-Петербургский государственный университет
2Балтийский государственный технический университет «Военмех»,
Санкт-Петербург

Аннотация

Влияние спортивных наук на спортивную результативность изучено аналитически на примере Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета. Применением математической и статистической обработки количественных характеристик публикационной активности тренеров и преподавателей кафедры физической культуры и спорта ЛГУ/СПбГУ установлено и доказано, что снижение доли научных работ в пользу преобладания квазинаучных публикаций напрямую повлияло на снижение спортивной результативности сборных команд ЛГУ/СПбГУ, которых и тренировали авторы этих публикаций.

Ключевые слова: студенческий спорт, спортивная наука, квазинаука, высшая школа.

Sports science and the performance of intercollegiatе sports in the classical University (on the example of the Leningrad/St. Petersburg state University)

PhD, Minvaleev R.S.1
PhD, Michailov B.A.1
PhD, Ivanov A.I.1
PhD, Associate Professor E.N. Korableva2

1St. Petersburg state University, St. Petersburg
2Baltic State Technical University Voyenmeh, St. Petersburg

Impacts of sport sciences on the academic sport accomplishments were analysed at Saint Petersburg State University. Subject to the study were 35 issues of “The Matters of Academic Physical Education” dated 1964 to 2010 with study reports by the Saint Petersburg State University faculty, plus proceedings of the annual Research and Practical Conferences “Physical Education and Sports in the Academic Education System: Innovations and Prospects” for the period of 2011-2015. The authors applied the relevant mathematical (linear approximation by the least-squares method) and statistical (Spearman’s range correlation) tools to obtain the publishing activity profiles of the staff trainers and instructors of the SPSU Physical Education and Sports Department; and the study data showed that the recent sag in the high-quality study reports and inflow of quasiscientific publications has been of direct negative impact on the competitive accomplishments of the picked Saint Petersburg State University teams trained by the authors of such publications.

Keywords: intercollegiate sports, sport science, quasi-science, higher school.

Введение

Очевидной целью спортивных наук является повышение спортивной результативности в изучаемых видах спорта. Повышается она или нет, легко проверяется по результатам актуальных спортивных соревнований. На конкретных спортивных командах можно отследить влияние спортивных наук на их результативность [Радчич 2013]. Обобщенные влияния научных исследований на спортивную результативность множества сборных команд позволяют выявить закономерность, какие из спортивных наук повышают, а какие, наоборот, могут и снижать спортивную результативность. Последнее представляет не меньший интерес, чем только положительные влияния спортивных наук на спортивные достижения подопечных спортсменов. Найти и аналитически доказать негативные влияния некоторых спортивных наук на спортивную результативность на примере студенческого спорта в Ленинградском/Санкт-Петербургском государственном университете (далее ЛГУ/СПбГУ) и было целью данной работы.

Результаты исследования

Всего мы просмотрели 35 сборников «Вопросы физического воспитания студентов» за период 1964-2010 годы, где публиковались научные работы преподавателей кафедры физической культуры ЛГУ/СПбГУ, а также материалы ежегодной научно практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы», проводимой в СПбГУ в 2011-2015 годы, поскольку сборник перестал издаваться с 2012 года [Сборник… 1964-2010, Материалы… 2011-2015]. Мы распределили опубликованные в них работы на три категории:

1) работы общего характера, в которых не удается выделить конкретный предмет описания;

2) педагогические работы, посвященные преподаванию в вузе учебной дисциплины «физическая культура»;

3) работы, посвященные спортивному совершенствованию в конкретных видах спорта с элементами аналитического описания (вероятностные оценки, биомеханика, математическое моделирование).

Последнюю категорию мы определяем как строго научную долю от общего числа работ (n=535), опубликованных в рассматриваемых сборниках, поскольку критерием научности считаем общепринятое в естествознании применение методов математической обработки результатов наблюдений/измерений [Гальмак 2008].

Для каждого издания мы вычислили процентные доли от общего числа работ по вышеуказанным категориям. Кроме того, мы собрали доступные нам сведения о местах, которые занимала сборная ЛГУ/СПбГУ в комплексном зачете чемпионатов вузов Ленинграда/Санкт-Петербурга в период с 1964 по 2015 год. Результаты сведены в таблице.

1

2

3

4

5

6

год

№ сборника
/материалов конференции

Общие вопросы ФК (%)

Учебная работа в вузе по ФК (%)

Работы по спортивному совершенствованию (%)

Место СПбГУ в Чемпионате вузов

1964

1

20

40

40

1

1965

2

30

40

30

1

1966

3

20

27

53

1

1968

4

28

-

72

1

1969

5

18

27

55

2

1970

6

25

12

63

1

1972

7

42

-

58

1

1973

8

17

25

58

1

1974

9

16

-

84

1

1976

10

37

13

50

1

1977

11

20

-

80

1

1978

12

22

-

78

1

1979

13

17

33

50

1

1980

14

25

-

75

1

1983

15

42

16

42

1

1984

16

-

25

75

1

1986

17

14

28

58

1

1987

18

13

50

37

1

1988

19

50

-

50

2

2001

26

30

46

24

2

2003

27

42

33

25

2

2004

28

60

26

14

2

2005

29

85

15

0

2

2006

30

75

13

12

2

2007

31

55

23

22

2

2008

32

77

-

23

2

2009

33

55

33

12

3

2010

34

80

10

10

5

2011

конференция

52

39

9

5

2012

конференция

52

40

8

5

2013

конференция

43

50

7

5

2014

конференция

50

50

0

5

2015

конференция

46

54

0

6

Применением метода наименьших квадратов выполнена линейная аппроксимация двух матриц, извлеченных из таблицы (столбцы 1 и 5, а также 1 и 6). В целях наглядности порядковые значения места ЛГУ/СПбГУ в чемпионате вузов обращены относительно нуля в отрицательный диапазон значений числовой оси. На рисунке представлена совмещенная графическая интерпретация двух линейных форм, аппроксимирующих зависимости от времени изменения процентной доли работ, посвященных спортивному совершенствованию, и снижения места ЛГУ/СПбГУ в чемпионате вузов Ленинграда/Санкт-Петербурга.

Рисунок. Совмещенная графическая интерпретация двух аппроксимирующих линейных форм, отображающих изменение во времени процентныx долей научных работ и места сборной ЛГУ/СПбГУ в чемпионате вузов, где:
● – процентные доли научных работ в сборниках ЛГУ/СПбГУ по годам на период с 1964 по 2015 годы;
─── – линейная аппроксимация изменения во времени процентных долей научных работ в сборниках ЛГУ/СПбГУ;
○ – места сборной ЛГУ/СПбГУ в чемпионатах вузов за период 1964-2015 гг.;
- - - - – линейная аппроксимация изменения места сборной ЛГУ/СПбГУ в чемпионатах вузов за тот же период.

В целях уточнения наблюдаемой закономерности мы вычислили коэффициент ранговой корреляции Спирмена между процентными долями научных работ в сборниках ЛГУ/СПбГУ по годам на период с 1964 по 2015 годы и местами сборной ЛГУ/СПбГУ в чемпионатах вузов за тот же период, взятых с отрицательным знаком. Вычисленный коэффициент ранговой корреляции Спирмена (ρ) оказался равен 0,846, что означает прямую связь между снижением процентной доли научных статей, опубликованных в сборниках и спортивной результативностью сборной команды ЛГУ/СПбГУ. Теснота (сила) этой связи по шкале Чеддока – высокая. Критическое значение критерия Спирмена при числе степеней свободы 31 составляет 0,345. ρнабл > ρкрит, поэтому зависимость признаков статистически значима с вероятностью ошибки первого рода ρ<0,05.

Обсуждение результатов

Из таблицы и рисунка можно видеть, что в период с 1966 по 1985 годы процентная доля публикаций по спортивному совершенствованию достигает от 50 до 80 %, значительно превышая доли остальных публикаций. Именно на эти годы приходится и пик спортивной результативности спортсменов университета. В эти годы университет постоянно занимает лидирующее положение в комплексном зачете чемпионата вузов Ленинграда, успешно выступает на Всесоюзных и международных соревнованиях. В этот период стали Олимпийскими чемпионами по легкой атлетике Т.В. Казанкина и Ю.А.Тармак. Однако, начиная с 2000 годов спортивные результаты спортсменов университета пошли вниз, вместе с количеством научных публикаций в сборнике, что доказано нами аналитически. Отметим, что при этом доля работ общего характера, в которых не удается выделить конкретный предмет описания, в период с 2000 года до 2015 года выросла до 50-70%.

Наши исследования сопоставимы с выводами Комиссии Российской Академии Наук по борьбе со лженаукой и фальсификацией научных исследований, в которых, в частности, описан феномен квазинауки как имитации научной деятельности, не несущей в себе какой-либо научной значимости [Гальмак 2008]. По мнению Гальмака А.М. к квазинауке можно отнести большинство педагогических исследований, в которых имитация научных исследований «заметна невооруженным глазом» [там же, c. 71]. По нашему мнению первым последствием квазинаучной деятельности будет ее негативное влияние на сам предмет изучения данной науки. В нашем исследовании именно такое негативное влияние выделенных спортивных наук на спортивную результативность и было выявлено на примере сборных команд ЛГУ/СПбГУ, которых тренировали авторы большинства научных трудов, вошедших в сборники за период 1964-2015 гг [Сборник… 1964-2010, Материалы… 2011-2015]. Фактически нами найдено, что снижение процентной доли научных работ в пользу почти полного преобладания квазинаучных публикаций привело к резкому снижению спортивной результативности сборных команд, которые собственно и тренировали авторы этих публикаций.

Вывод

Установлена и аналитически доказана значимая корреляция снижения доли строго научных исследований тренеров и преподавателей и результатов выступлений спортсменов даже на уровне студенческого спорта (на примере Лениградского/Санкт-Петербургского государственного университета).

Литература

  1. Сборник… 1964-2010 – «Вопросы физического воспитания студентов». Сборник. ЛГУ/СПбГУ. I-XXXV, СПб: Изд-во Санкт-петербургского университета, 1964-2010.
  2. Гальмак 2008 – Гальмак А.М. Можно ли измерить квазинауку? – в кн.: В защиту науки. Бюллетень № 3. Отв. редактор Э.П. Кругляков. Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований РАН. М.: Наука 2008. - с. 70-80.
  3. Материалы… 2011-2015 – Материалы ежегодной научно практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы». СПб.: 2011-2015.
  4. Радчич 2013 – Радчич И.Ю., Кофман Л.Б., Курашвили В.А. Цели и задачи информационно-аналитической деятельности в сфере спортивной науки // Вестник спортивной науки. 2013. №5 С.31-35.

Файлы для скачивания:
12345
E-mail нигде не выводится, нужен лишь для отправки уведомлений. Отправляя данные, Вы выражаете согласие с Пользовательским соглашением и Политикой конфиденциальности