официальный сайт
Ринада Султановича Минвалеева
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕДИЦИИ
ВИДЕОАРХИВ
ГОСТЕВАЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Научные работы » Спортивные науки» СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ И МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ И МАССОВАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

 

Опубликовано в Материалах научно-практической конференции «Физическая культура и спорт в системе высшего образования: инновации и перспективы развития» 2-3 ноября 2016 года. СПб: Золотое сечение, 2016 – с. 159-164.

Студенческий спорт и массовая физическая культура: сравнение результатов функционального тестирования

Минвалеев Р.С., Шадрин Л.В.
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация: Опираясь на результаты ежегодного мониторинга функционального состояния, проводимого в Санкт-Петербургском государственном университете, мы сравнили функциональное состояние студентов, посещающих обычные занятия по физической культуре, и студентов, тренирующихся в сборных командах СПбГУ. Всего было обследовано 2648 юношей и 6122 девушки в возрасте от 16 до 24 лет, обучающихся в СПбГУ на 1-4 курсах в 2011-2014 годах. В 2015 году мы отдельно обследовали 148 юношей и 86 девушек в том же возрастном диапазоне, тренирующихся в сборных командах. В качестве меры количественной оценки функционального состояния использовали нагрузочную пробу Руфье. Применением метода доверительных интервалов установлено, что функциональное состояние студентов, занимающихся обычной физической культурой оказалось в референсном диапазоне удовлетворительных значений (от 9,87 до 10,2 у юношей и от 10,18 до 10,38 у девушек). А функциональное состояние студентов обоего пола, тренирующихся в сборных командах СПбГУ, оказалось в тех же удовлетворительных диапазонах (от 10,5 до 11,58 у юношей и от 10,49 до 11,9 у девушек), что и у студентов, посещающих учебные занятия по физической культуре. Таким образом, нами установлено, что функциональное состояние студентов СПбГУ, тренирующихся в сборных командах не обнаружило ожидаемых отличий от студентов СПбГУ, занимающихся физической культурой в рамках учебных занятий.

Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура, проба Руфье, доверительный интервал.

INTERCOLLEGIATE SPORT AND MASS PHYSICAL EDUCATION: COMPARISON OF RESULTS IN FUNCTIONAL TESTING

Minvaleev R.S., Shadrin L.V.
Saint-Petersburg state University, Saint-Petersburg

Absrtract: Based on the results of the annual monitoring of the functional state, held in Saint-Petersburg State University (SPbU), we compared the functional state of students attending regular classes in physical education, and students are trained in SPbU teams. There were examined 2648 boys and 6122 girls aged 16 to 24 years enrolled in the St. Petersburg State University for 1-4 courses in 2011-2014. In 2015, we separately examined 148 boys and 86 girls in the same age range, practicing in the SPbU team. We used Ruffier-Dickson test as a measure to quantify the functional state of students .By using of confidence intervals we determined that the functional state of students engaged in the usual physical training proved satisfactory to the reference value range (9.87 to 10.2 in boys and from 10.18 to 10.38 in girls). A functional state of students of both sexes, in SPbU teams trained, was in the same satisfactory range (from 10.5 to 11.58 in boys and from 10.49 to 11.9 in girls), that of students attending training in physical education. Thus, we have established that the functional state of students of St. Petersburg state University, training in SPbU team did not find the expected differences from students, engaged in physical education.

Keywords: intercollegiate sport, physical education, test of Ruffier, confidence interval.

Федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» (2007) выделяет следующие части спорта: «массовый спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях» и «спорт высших достижений - часть спорта, направленная на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских спортивных соревнованиях и официальных международных спортивных соревнованиях». Позже в 2015 году в текст закона был добавлен и «студенческий спорт - часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическую подготовку обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, их подготовку к участию и участие в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, в том числе в официальных физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях» [1]. Иными словами, согласно действующему российскому законодательству студенческий спорт в иерархии частей спорта занимает некоторое промежуточное положение. Тогда одной из актуальных задач науки о физической культуре и спорте могло бы быть количественное уточнение различий между массовой физической культурой, студенческим спортом и спортом высших достижений, однако мы не обнаруживаем каких-либо количественных оценок в текущей отечественной литературе, посвященной указанным подразделам российского спорта [2-6]. И даже в исследованиях по медико-биологическому обеспечению спортивной деятельности мы не находим должных количественных оценок различий между указанными частями спортивной деятельности [7,8]. В противоположность публикациям отечественных авторов, в зарубежных работах, посвященных в том числе вопросам студенческого (intercollegiate) спорта, количественные оценки ставятся на первое место [9]. В частности, строго количественно выявляются модельные характеристики различных видов студенческого спорта на уровне национальных сборных [10]. Проводятся межсезонные измерения физической и функциональной готовности спортивных студенческих команд [11]. Таким образом, на сегодняшний день изучение отечественного студенческого спорта на уровне сборных команд вузов путем непосредственных измерений изучаемых характеристик практически не проводится.

В нашей предыдущей работе [12] мы обобщили известные методы функционального тестирования, и на примере студенческих сборных команд, тренирующихся в СПбГУ, нашли, что нагрузочный тест Руфье оказался вполне адекватным для выявления текущего функционального состояния студентов, тренирующихся в сборных командах. Но помимо этого мы также располагали данными функционального мониторинга студентов СПбГУ, занимающихся физической культурой в рамках учебных занятий [13]. У нас появилась возможность сравнить функциональное состояние студентов, занимающихся физической культурой и студентов, тренирующихся в сборных командах СПбГУ, что и стало целью данной работы.

Материалы и методы

В рамках ежегодного обязательного мониторинга в Центре исследований физического состояния человека СПбГУ было обследовано 2648 юношей и 6122 девушки в возрасте от 16 до 24 лет, обучающихся в СПбГУ на 1-4 курсах в 2011-2014 годах. В 2015 году отдельно там же мы обследовали 148 юношей и 86 девушек в том же возрастном диапазоне, тренирующихся в сборных командах. Помимо антропометрических данных (возраст, рост, вес), мы также измеряли вегетативные показатели (артериальное давление и пульс) и тестировали функциональное состояние студентов применением следующих методов [12,13]:

  • дыхательные пробы Штанге и Генчи,
  • нагрузочные пробы Летунова и Руфье, а также гарвардский степ-тест
  • неврологическая проба Ромберга.

После отбора значимых критериев функционального состояния [12] мы остановились на нагрузочной пробе Руфье как наиболее чувствительной и информативной для изучаемой выборки лиц, занимающихся физической культурой и спортом в СПбГУ.

В целях полноты изложения опишем методику нагрузочного теста Руфье. Все участники тестирования начинали с пятиминутного отдыха. Далее в положении сидя в течение 15 сек пальпаторно на запястье подсчитывали пульс (р1), после чего участники в течение 45 сек выполняли 30 приседаний. Сразу после нагрузки вновь подсчитывали пульс в течение 15 сек (р2). Через минуту отдыха подсчет пульса за 15 сек повторяли (р3). Вычисление индекса осуществляли по формуле (1):


(1)

Индекс Руфье позволяет оценить функциональную работоспособность сердца путем интерпретации результатов согласно установленным референсным зонам:

  • (0,1 – 5) - хорошая работоспособность;
  • (5,1 – 10) - средняя работоспособность;
  • (10,1 – 15) - удовлетворительная работоспособность;
  • (15,1 – 20) - плохая работоспособность.

Сравнение выполнено применением метода доверительных интервалов. Предварительную проверку на нормальность распределений выборочных данных выполнили применением критерия Шапиро-Уилка. Все вычислительные операции проводились с помощью статистических приложений к программам Excel-2003 (c) и Origin 8.6 (c)

Результаты и их обсуждение

После подтверждения нормальности изучаемых выборок применением критерия Шапиро-Уилка были найдены их статистические параметры:

  • число обследованных участников – N;
  • среднее арифметическое ± стандартная ошибка - M±SEM;
  • доверительные интервалы с надежностью 95%, накрывающие средние значения.

Вероятностные оценки результатов нагрузочных тестов Руфье сведены в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения и 95% доверительные интервалы результатов нагрузочных тестов Руфье по юношам и девушкам, занимающимся обычной физической культурой (физ-ра) и тренирующихся в сборных командах СПбГУ (спорт).

 

 

 

95% доверительный интервал

Юноши

N

M±SEM

Нижний

Верхний

физ-ра

2648

10,03±0,08

9,87

10,20

спорт

148

11,04±0,27

10,50

11,58

 

 

 

 

 

Девушки

N

M±SEM

Нижний

Верхний

физ-ра

6122

10,28±0,05

10,18

10,38

спорт

86

11,2±0,36

10,49

11,90

           

В рамках математической статистики [14] 95% доверительный интервал изучаемой количественной характеристики означает, что взятый наугад студент, занимающийся обычной физической культурой в Санкт-Петербургском государственном университете с вероятностью 0,95 (95%) обнаружит близкие к удовлетворительным результаты функционального тестирования по Руфье в пределах интервала от 9,87 до 10,2, а взятый наугад студент, тренирующийся в сборных командах СПбГУ с той же вероятностью 0,95 (95%) обнаружит те же удовлетворительные результаты функционального тестирования, но уже в интервале от 10,5 до 11,58. Аналогичная ситуация выявлена и на девушках: (10,18 – 10,38) и (10,49 – 11,9) соответственно.

Тот факт, что 95% доверительные интервалы и по юношам, и по девушкам не пересекаются, означает, что функциональное состояние, выявляемое нагрузочной пробой Руфье у студентов обоего пола, тренирующихся в сборных командах СПбГУ, оказалось даже более худшим, чем у студентов, занимающихся обычной физической культурой.

Одним из возможных объяснений этому на первый взгляд парадоксальному результату будет тот факт, что студент, занимающийся спортом, должен еще и уделять время учебе в вузе [15], поэтому в распределении времени, выделяемого на тренировки, преобладает техническая подготовка, характерная для того или иного вида спорта, тогда как функциональной тренировке уделяется недостаточное внимание. Регулярные спортивные сборы в каникулярное время, посвященные именно физической и функциональной подготовкам перед соревновательными сезонами, могли бы повысить уровень функционального состояния студентов, тренирующихся в сборных командах университета.

Выводы

  1. Концептуальный тезис о том, что студенческий спорт занимает промежуточное положение между обычной физкультурой и спортом высших достижений, требует количественного уточнения для конкретных команд, выступающих в категории студенческого спорта.
  2. Функциональное состояние студентов СПбГУ, тренирующихся в сборных командах, выявленное по результатам нагрузочной пробы Руфье, не обнаружило ожидаемых отличий от студентов СПбГУ, занимающихся физической культурой в рамках учебных занятий.
  3. Из удовлетворительных результатов функционального тестирования студентов, тренирующихся в сборных командах СПбГУ, следует, что им необходимо повысить именно функциональную подготовку.

Аффилиация: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект No14-50-00069), Санкт-Петербургский государственный университет.

 Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007. (ред. от 03.11.2015) № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Статья 2.
  2. Алексеев И.С. Теоретико-методические аспекты подготовки спортсменов в условиях вуза // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 13. С. 5–8.
  3. Брюховских Т.В., Шубин Д.А., Матонина О.Г. Студенческий спорт резерв спорта высших достижений // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2014. №4. С.74-81.
  4. Журова И.А. Российский студенческий спорт на современном этапе и его реформы // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 6. № 2. С. 21–24.
  5. Иванова Л.А., Казакова О.А. Студенческий спорт как спорт высоких спортивных достижений // Концепт, 2014. №10. С.61-65.
  6. Орлова В.В., Халалеева О.Е. Студенческий спорт в условиях глобализации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №2 (2). С.164-168.
  7. Фудин Н.А., Романов А.И., Чернышов С.В. Проблемы медико-биологического обеспечения высших достижений физической культуры и спорта // ВНМТ . 2006. №4. С.179-181.
  8. Фудин Н.А., Хадарцев А.А. Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта высших достижений // ВНМТ. 2010. №1. С.149-150.
  9. Jay C. Bibliography Research on Intercollegiate Sports: A Working Bibliography 2008 // Journal of Intercollegiate Sport, 2008, No2 (1), p. 297–319. 
  10. Brumitt J., Heiderscheit B.C., Manske R.C., Niemuth P.E., Rauh M.J. Off-season training habits and preseason functional test measures of division III collegiate athletes: a descriptive report.// Int J Sports Phys Ther. 2014, V.9, No4, p. 447-455.
  11. Myers B.A., Jenkins W.L., Killian C., Rundquist P. Normative data for hop tests in high school and collegiate basketball and soccer players.// Int J Sports Phys Ther. 2014 V.9, No5, p. 596-603.
  12. Намозова С.Ш., Хуббиев Ш.З., Шадрин Л.В., Минвалеев Р.С. Мониторинг функционального состояния членов сборных команд в системе педагогического управления студенческим спортом: отбор значимых критериев // Теория и практика физической культуры. 2016. №4. С. 20-22.
  13. Намозова С.Ш., Хуббиев Ш.З., Шадрин Л.В., Минвалеев Р.С. Влияние регулярных занятий физической культурой на функциональное состояние организма студентов // Теория и практика физической культуры. 2015. №10. С.23-25.
  14. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.: Высшая школа, 2001. – 479 с., ил.
  15. Хуббиев Ш.З. Сочетание качественной учебы и занятий спортом высших достижений в училищах олимпийского резерва и вузах физической культуры // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. №3. С. 116-121.



Файлы для скачивания:


25.01.2019
Интенсив-семинар Р.С.Минвалеева 24 февраля
24 февраля 2О19 г. пройдет семинар профессора СПбГУ Р.С. Минвалеева из цикла «Физиология Йоги» «Традиции весеннего оздоровления: Туммо и Аюрведа»!
Семинар посвящен рассмотрению тибетской йоги Туммо и индийской аюрведы с единых позиций современного естествознания и исследований традиционных систем оздоровления!
Адрес: СПб, ул. Куйбышева, 28 (центр "Агапе")
vk.com/topic-3273272_39331262
14.01.2019
Показ фильма ТУММО в РГО
Друзья!Приглашаем Вас 15 января в 18-3О на показ лучших фильмов Кинофестиваля «ЗОЛОТАЯ ВЕРШИНА» в штаб-квартиру Русского Географического Общества (пер. Гривцова, д. 10)
Будет показан фильм «ТУММО» Киностудии ФАРАОН
На встрече выступят профессор СПбГУ Р.С. Минвалеев и гендиректор киностудии исторического фильма ФАРАОН Ирина Архипова
Вход: бесплатно
08.01.2019
Семинары Ринада Минвалеева в СПб на зиму и весну 2019 года
Друзья! Опубликовано расписание семинаров профессора СПбГУ Р.С. Минвалеева "ФИЗИОЛОГИЯ ЙОГИ": vk.com/doc-3273272_488332618 ☎ Запись: 8(812)944-40-37 или physiologia@bk.ru
📌 Адрес: ул. Куйбышева, 28 (Центр "Агапе")
© Минвалеев Ринад Султанович
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.tapasyoga.ru/