официальный сайт
Ринада Султановича Минвалеева
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕДИЦИИ
ВИДЕОАРХИВ
ГОСТЕВАЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ

Научные работы » Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги
Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги

Минвалеев Р.С. Физиологические аспекты избранных асан хатха-йоги. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета. - 103 с. ил.

ВВЕДЕНИЕ

Йога как совокупность методов, ведущих к достижению способности управления состояниями организма, во все времена включала в себя телесные практики, поэтому актуальность физиологического подхода к изучению и освоению этой традиции не вызывает сомнений. 

Среди множества трактовок и полумистических интерпретаций индийской йоги для целей нашего исследования подходит только одна, в которой йога выступает просто как дисциплина. Исходное значение ее прослеживается в русском слове «иго» или «ярмо» (согласно этимологическому словарю индоевропейских языков (Pokorny 1959), исходный корень в слове йога: yeug- (соединять, связывать) > рус. ‘иго, упряжь, ярмо’) (рис. 1). Только такое толкование дает возможность естественнонаучного понимания йоги.


Рис.1. Этимология йоги
Рис.1. Этимология йоги

Будучи изначально индийским явлением, в настоящее время различные варианты как аутентичной, так и модифицированной йоги получили широкое распространение во всем мире. Одно только перечисление разновидностей йоги может занять несколько страниц убористого текста (Broad 2012; Броуд 2013). Но при этом в основе подавляющего большинства ныне практикуемых видов йоги лежит все та же древняя практика хатха-­йоги, что в переводе с санскрита означает «йога усилия» — система особых физических и дыхательных упражнений, которые необходимо выполнять регулярно. Хатха-йога включает в себя традиционный набор статических фиксаций тела (асана) и дыхательных упражнений с произвольными апное (пранаяма), и не требует изучения каких-либо философских текстов и/или строгого соблюдения религиозных обетов.

Все возрастающее число людей выбирают хатха-йогу как форму ежедневной физической активности и, шире, принимают как образ жизни (Dunn 2008), что достаточно наглядно проявляется и при занятиях по физической культуре в Санкт­Петербургском государственном университете, где нами разработаны и внедрены в учебный процесс оздоровительные программы по хатха-йоге, пользующиеся большой популярностью среди студентов всех факультетов (Минвалеев 2013; Минвалеев, Незнамова 2013).

С 1986 г., когда была издана обзорная монография немецкого физиолога из Лейпцигского университета Дитриха Эберта «Физиологические аспекты йоги» (Ebert 1986; Эберт 1999), различными исследователями выполнено множество экспериментальных работ уже в русле доказательной (evidence based) медицины, в которых йога — разновидность лечебной физической культуры, рекомендуемая при различных расстройствах тела и психики.

В профильных обзорах, выполненных по этим работам, йога неизменно выступает как обобщенная система «известных» физических и ментальных упражнений (Herrick, Ainsworth 2000; Ott 2002; Nayak, Shankar 2004; Khalsa 2004; Roland, Jakobi, Jones 2011; Sengupta 2012; McCall, Ward, Roberts, Heneghan 2013). И в исследованиях по лечебным эффектам йоги, последняя опять же представлена стандартными словосочетаниями с минимальными поясняющими атрибутами, наподобие «Йога и…» (Stress, inflammation…2010; Adiponectin, leptin… 2012), «Йога в лечении…» (Williams-Orlando 2013), «Помогает ли йога при…» (Douglass 2009). При этом сами терапевтические приложения весьма конкретны и детально изложены: от очевидных влияний йоги на опорно-двигательный аппарат (Raub 2002) и сердечно-сосудистую систему (Jayasinghe 2004) до йогатерапии урологических расстройств (Ripoll, Mahowald 2002) и душевных недомоганий (Balasubramaniam, Telles, Doraiswamy 2013), таких как депрессии (Pilkington, Kirkwood, Rampes, Richardson 2005; Hatha yoga for depression… 2010) или шизофрении (Cramer, Lauche, Klose, Langhorst, Dobos 2013). Диапазон исследований терапевтических приложений йоги простирается от профилактики и лечения сахарного диабета II типа (Manjunatha, Vempati, Ghost, Bijlani 2005; Innes, Bourguignon, Taylor 2005; Innes, Vincent 2007) до реабилитации после инсульта (Lynton, Keigler, Shiflett 2007), от устранения боли в спине (Cramer, Lauche, Haller, Dobos 2013) до лечения гипертонии (Okonta 2012; Hagins, Rundle, Consedine, Khalsa 2014). Накапливаются сведения о терапевтическом потенциале йоги в онкологии (Bower, Woolery, Sternlieb, Garet 2005; Raghavendra, Nagarathna, Nagendra 2007; DiStasio 2008; Vadiraja, Raghavendra, Nagarathna 2009; Rao, Raghuram, Nagendra 2009; Cramer, Lange, Klose, Paul, Dobos 2012). Применение йоги рекомендовано и в гериатрии (Alexander, Innes, Selfe, Brown 2013), и в педиатрии (Galantino, Galbavy, Quinn 2008; Clinical applications of yoga… 2009; Kaley-Isley, Peterson J., Fischer, Peterson E. 2010). Список аналогичных работ можно было бы продолжить, но, в целом, уже очевиден значительный терапевтический потенциал йоги, который, согласно конечным выводам практически всех вышеупомянутых исследований, всякий раз «нуждается в дальнейшем изучении».

Легко заметить, что в большинстве экспериментальных и обзорных работ по йогатерапии прослеживается одна общая черта. Как правило, остается без пояснения вопрос, какая именно разновидность йоги применялась в тех или иных терапевтических приложениях. Мало где указывается, и, если описана, то почти всегда недостаточно полно, конкретная техника выполнения йоговских упражнений, которая может весьма различаться в разных стилях и школах как традиционной, так и современной йоги. Даже в тех исследованиях, в которых ожидаемые положительные эффекты от регулярной практики йоги не подтвердились (например, C. Хинтер с соавторами (Hunter, Tarumi, Dhindsa, Nualnim, Tanaka 2013) не нашли положительных изменений в эндотелиальной функции артериальных сосудов после 12 недель занятий хатха-йогой), тоже не содержат подробного описания выполняемых упражнений. А между тем физиологические эффекты могут и должны зависеть от специфики задействованных в том или ином упражнении мышечных напряжений и особенностей положения тела, что ставит под вопрос необходимую воспроизводимость результатов экспериментального изучения воздействий практики йоги. И даже в исследованиях по сравнению различных стилей йоги сопоставляются последовательности упражнений йоги (асаны и пранаямы), но не отдельно взятые асаны или пранаямы. Например, в работе (Cowen, Adams 2007) изучались изменения частоты сердечных сокращений после выполнения различных последовательностей упражнений трех различных стилей йоги (аштанга-йога, хатха-йога и йоги для начинающих (gentle yoga)). Уже по такому достаточно обобщенному показателю, как ЧСС, был сделан вывод о необходимости учитывать специфику выполнения асан и дыхательных упражнений в различных стилях йоги. В сравнительном обзоре (Ross, Thomas 2010) по сопоставлению оздоровительного эффекта йоги и физических упражнений (фитнес) также подчеркивается необходимость дополнительных исследований с использованием строгих методик для изучения оздоровительных эффектов различных стилей йоги. Очевидно, что одно и то же упражнение йоги с одним и тем же санскритским названием, выполненное с различными акцентами напряжения и/или расслабления мышц, может привести и нередко приводит к противоположным результатам, что и было выявлено нами в диссертационной работе (Минвалеев 1999). В связи с этим актуально переключение внимания исследователей от изучения «йоги вообще» на отдельно взятые упражнения, выполняемые всеми испытуемыми в едином стиле. Редкие примеры экспериментального изучения отдельных упражнений йоги, например, сарвангасаны (Konar, Latha, Bhuvaneswaren 2000), или дыхательных упражнений, например, нади-содханы (Bhargava, Gogate, Mascarenhasy 1988), выполнены на больших временных интервалах между начальной и конечной точками измерений — от недели до одного месяца. За столь длительный промежуток времени на организм испытуемых могли оказывать и несомненно оказывали свое воздействие множество иных условий, помимо упражнений йоги, например, погода, диета, меняющийся режим дня, настроение, работа и т. п., которые явно не могут быть стандартизированы. Тогда следует признать, что строго доказательными можно считать только измерения, выполненные непосредственно до и после исполнения того или иного упражнения, т. е. на временном интервале от нескольких минут до одного часа. По нашему мнению, только при таком исследовательском дизайне результаты опытов будут воспроизводимы, и конкретная техника выполнения избранных упражнений приобретет строго научное обоснование.

Именно такой подход (дизайн) мы избрали при изучении физиологических механизмов избранных практик хатха-йоги, выполненных нами с 1994 по 2013 г. Найденные результаты опубликованы в физиологических журналах (Минвалеев, Кузнецов, Лавинский 1996; Минвалеев, Кузнецов, Ноздрачев 1998; 1999), доложены на профильных конференциях (Minvaleev, Kuznetsov 1997; 1998; Минвалеев, Кузнецов 1999), наконец, защищены в виде диссертации (Минвалеев 1999) и продолжены в последующие годы (Минвалеев 1999; 2002а; 2002б; 2011; Минвалеев, Кирьянова, Иванов 2002; Минвалеев, Ноздрачев, Кирьянова, Иванов 2004).

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает глубокую благодарность своим Учителям – академику РАН Александру Даниловичу Ноздрачеву, научному руководителю моей диссертационной работы, за привитие навыков физиологического мышления, математику Анатолию Ивановичу Иванову (научная школа проф. Зубова В.И.) за приобщение к практике йоги и бесценные уроки математического моделирования, без которых этот труд был бы невозможен. 


А также выражаю искренюю признательность професору медицины университета штата Восточная Вирджиния (США) Алексу Левитову за внимательное прочтение рукописи и участие в совместных научных экспедициях в Гималаи, организованных в рамках авторского проекта «В поисках утраченных знаний» (с) директора киностудии исторического фильма Ирины Архиповой, которой автор выражает неменьшую благодарность





04.07.2017
Научно-исследовательская экспедиция "Гималаи 2018"
Дорогие друзья!
Определены сроки следующей экспедиции в Гималаи: 26 апреля - 9 мая 2018 г.!
Группа, во главе с научным руководителем Ринадом Минвалеевым и автором проекта «В поисках утраченных знаний» Ириной Архиповой уже в восемнадцатый раз отправляется в Индийские Гималаи.
Используйте уникальную возможность поправить свое здоровье, принять участие в исследованиях, побывать в сказочной красоты местах, узнать много нового и зарядиться энергией! КАК ЗАПИСАТЬСЯ В ЭКСПЕДИЦИЮ:
1) отправить на physiologia@bk.ru заявку;
2) связаться по тел. +7(812)944-40-37 с руководителем Экспедиции Ириной Владимировной.
11.01.2017
Научно-исследовательская экспедиция "Гималаи 2017"
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас записаться в экспедицию в Гималаи, которая состоится 26 (28) апреля 2017 г. - 8 (10) мая 2017 г.
Группа во главе с научным руководителем Ринадом Минвалеевым и автором проекта «В поисках утраченных знаний» Ириной Архиповой уже в семнадцатый раз отправится в Индийские Гималаи. Это уникальная возможность поправить свое здоровье, принять участие в исследованиях, побывать в сказочной красоты местах, узнать много нового и зарядиться энергией.
Узнайте подробную информацию по ссылке: www.faraon-tv.com
И по телефону: +7(812)944-40-37
05.10.2016
интенсив-семинар «Аюрведа, баня, туммо»
Дорогие друзья! Приглашаем на уникальный двухдневный семинар, посвященный совместному рассмотрению ИНДИЙСКОЙ АЮРВЕДЫ, РУССКОЙ БАНИ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ ТУММО с единых позиций современного естествознания и исследований традиционных систем оздоровления, который состоится 24-25 ФЕВРАЛЯ 2017 года с 11-00 до 16-00 в Санкт-Петербурге!
ВОПРОСЫ, ПОДРОБНОСТИ И ЗАПИСЬ по тел.: +7(812) 944-40-37 или e-mail: physiologia@bk.ru
Для занятий необходимо иметь: удобную одежду, блокнот и ручку
© Минвалеев Ринад Султанович
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.tapasyoga.ru/