официальный сайт
Ринада Султановича Минвалеева
ГЛАВНАЯ
НОВОСТИ
НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ РАБОТЫ
УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
ЭКСПЕДИЦИИ
ВИДЕОАРХИВ
ГОСТЕВАЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ

Учебные программы » "Культура здоровья" как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни
"Культура здоровья" как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни

Опубликовано в Сборнике методических материалов "Служба здоровья образовательного учреждения: методическое обеспечение деятельности специалистов" Выпуск 2. СПб: СПбАППО, 2006. - с. 47-48

Учебный курс "Культура здоровья" как основа становления готовности старшеклассников к здоровому образу жизни

Минвалеев Ринад Султанович,
кандидат биологических наук
доцент СПбГУ

 Повышение уровня культуры здоровья учащихся (воспитанников) и становления на ее основе готовности к здоровому образу жизни в образовательном учреждении (ОУ) в первую очередь должно решаться в рамках самого образовательного процесса. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с почти устоявшимися представлениями о том, что одной из главных причин снижения уровня здоровья учащихся и воспитанников ОУ является пресловутая «перегруженность» учебной программы. И соответственно, «естественным» решением задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и воспитанников ОУ будет снижение избыточной учебной нагрузки. Иными словами, здоровье учащихся противопоставляется объему и уровню приобретаемых знаний и навыков, что противоречит самой сути образовательного процесса, который в первую очередь должен соответствовать нарастающим объемам научно-технической и гуманитарной информации. Снижение учебной нагрузки неминуемо приведет и уже приводит к несоответствию современным требованиям уровня полученных знаний и приобретенных навыков у выпускников ОУ, хотя объективных доказательств того, что учебные программы избыточны, и ведут к прямым нарушениям здоровья учащихся, на сегодняшний день нет. Образование это тяжелый труд, и главная задача создаваемых служб здоровья ОУ обеспечить тот уровень здоровья и работоспособности учащихся, который позволит им успешно освоить как обязательную, так и дополнительную части учебных программ.

По нашему глубокому убеждению неспособность многих учащихся освоить общеобязательный государственный образовательный стандарт никак не связана с якобы избыточной учебной нагрузкой, но является следствием низкого уровня культуры здоровья, что следует из элементарной неосведомленности подрастающего поколения в вопросах собственного здоровья и собственной работоспособности. К сожалению, существующие методы формирования здорового образа жизни малоэффективны, формальны по виду и неубедительны по существу, носят декларативный характер и своей цели не достигают. Учащиеся не получают личностно-значимой для них информации из того набора сведений, который принято относить к здоровому образу жизни.

По нашему мнению, приобщение учащихся к здоровому образу жизни должно вестись не через формальные лозунги во многом дискредитировавшей себя педагогической валеологии, но через введение в учебный процесс новой дисциплины «Культура здоровья», удовлетворяющей, прежде всего, известную потребность подрастающего поколения в самопознании на строго естественнонаучной базе.

Необходимость изучения в школе дисциплины естественно-научного цикла "Культура здоровья" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знавний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует. В рамках работы Службы здоровья обязательное знание курса "Культуры здоровья" необходимо для поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности учащихся и воспитанников и равным образом педагогов.

Предлагаемый естественно-научный курс "Культура здоровья" может быть реализован при организации профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы как элективный курс следующих профилей: естественно-научного (углубление курса биологии), оборонно-спортивного (углубление курса ОБЖ), социально-экономического (углубление курса социологии), гуманитарного (углубление курса обществознание). Кпроме того, данный курс может быть разбит на модули, которые органично включаются учебные планы ряда дисциплин общеобразовательного цикла в 10-11 классах: биология, физическая культура, история, краеведение. Полностью учебная программа курса представлена выше.





11.01.2017
Научно-исследовательская экспедиция "Гималаи 2017"
Дорогие друзья!
Приглашаем Вас записаться в экспедицию в Гималаи, которая состоится 26 (28) апреля 2017 г. - 8 (10) мая 2017 г.
Группа во главе с научным руководителем Ринадом Минвалеевым и автором проекта «В поисках утраченных знаний» Ириной Архиповой уже в семнадцатый раз отправится в Индийские Гималаи. Это уникальная возможность поправить свое здоровье, принять участие в исследованиях, побывать в сказочной красоты местах, узнать много нового и зарядиться энергией.
Узнайте подробную информацию по ссылке: www.faraon-tv.com
И по телефону: +7(812)944-40-37
05.10.2016
интенсив-семинар «Аюрведа, баня, туммо»
Дорогие друзья! Приглашаем на уникальный двухдневный семинар, посвященный совместному рассмотрению ИНДИЙСКОЙ АЮРВЕДЫ, РУССКОЙ БАНИ И ТИБЕТСКОЙ ЙОГИ ТУММО с единых позиций современного естествознания и исследований традиционных систем оздоровления, который состоится 24-25 ФЕВРАЛЯ 2017 года с 11-00 до 16-00 в Санкт-Петербурге!
ВОПРОСЫ, ПОДРОБНОСТИ И ЗАПИСЬ по тел.: +7(812) 944-40-37 или e-mail: physiologia@bk.ru
Для занятий необходимо иметь: удобную одежду, блокнот и ручку
22.09.2016
Об экспедиции "Гималаи-2016" на телеканале "Мир"
Дорогие друзья! 
7 октября, в 16:15 - передача "За гранью возможного" на телеканале "Мир" об экспедиции "Гималаи-2016" под руководством Ирины Архиповой, с научным руководителем Ринадом Минвалеевым.
© Минвалеев Ринад Султанович
Перепечатка материалов разрешена только с непосредственной ссылкой на http://www.tapasyoga.ru/